Яндекс.Метрика
Навіны Магілёва Раёны Эканоміка

Могилевская область: нюансы аграрной экономики

Петр Мигурский

Указ Президента «О реорганизации колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов» предписывает до 31 мая либо колхозам акционироваться, либо стать унитарным предприятием. Любая из этих организационно-правовых форм имеет свои преимущества, но вряд ли они положительно скажутся на эффективности сельского хозяйства в целом. Есть нюансы…

Реформирование нужно как воздух…

Целью реформирования поставлено повышение эффективности сельскохозяйственного производства. Цель насущная: только в Могилевской области банкротами судом объявлены 30 сельскохозяйственных предприятий. Еще 25 подлежат досудебному оздоровлению. Сегодня банкротом хозяйствам быть очень выгодно: останавливается взыскание всех долгов, начисление штрафных санкций и пеней, расчетные счета открыты. Хозяйствам предоставляется возможность полноценной работы без оглядки на кредиторов.

В помощь банкротам и иным финансово несостоятельным предприятиям Указ №147 «Об организации агропромышленного комплекса области», в котором обозначены конкретные меры по рефинансированию задолженности по кредитам и займам на сумму 181,5 млн. рублей, предоставление отсрочки задолженности по бюджетным ссудам и исполненным гарантиям на 499,75 млн. рублей. Этим же Указом предоставляется рассрочка погашения задолженности за энергоресурсы. Суммы на алтарь сельского хозяйства Могилевской области большие, но улучшит ли это платежеспособность предприятий, еще вопрос. Ведь большинство хозяйств области до 60% денежной выручки тратят на выплату заработной платы, а в ОАО «Климовичский райагропромтехснаб» этот показатель достиг 95%. Сегодня в сложной финансовой ситуации оказались ведущие переработчики области: ОАО «Бобруйский мясокомбинат», ОАО «Агромашсервис», ОАО «Климовичский КХП», ОАО «Бобруйский КХП», ОАО «Бабушкина крынка». Глусский район в целом является банкротом, не лучше ситуация в Кричевском районе, Хотимский район «вытягивает» лишь одно хозяйство, тяжела ситуация в Краснопольском, Чериковском и Дрибинском районах. В области нет ни одного хозяйства, которое работало бы на принципах самофинансирования. Впрочем, нет такого хозяйства и в Беларуси.

Реформирование в сельском хозяйстве Могилевской области назрело, а вот с потенциалом фермерских хозяйств в деле совершенствования хозяйственных отношений «прошибли». Как раз возможности фермеров могли и пригодится в перспективе. А что сказки о возможной эффективности госпредприятий в сельском хозяйстве так и останутся сказками после реформирования, просто уверен. Один пример: в этом году в Беларуси недосеяно до плана 150 000 гектаров бобовых. А ведь ежегодно на покупку шротов тратится 230 млн. долларов – как раз та сумма, которой и не хватает сельхозникам на покупку средств защиты, удобрений и горюче смазочных материалов. И где власть, где эффективность, где вообще что-то разумное в текущем веке земной жизни? В том числе и в белорусском сельском хозяйстве, 70% которого находится в государственной собственности. Государство за него и должно отвечать. И реформировать…

А что, собственно, реформировать?

Хотелось бы прикинуться не понимающим ситуацию, но слишком много суеты вокруг сельского хозяйства. И мне, как жителю агрогородка, не всегда кажутся разумными предложения вышестоящих городских властей по улучшению деревенской жизни. Например, чем акционерное общество продуктивнее кооператива? В сельском хозяйстве ситуация может преподносить массу производственных сюрпризов ежедневно, требующих моментального решения. Иногда оперативная обстановка может сложиться таким образом, что необходимо отвлечение больших сумм финансовых средств для восстановления производственного режима (авария, поломка дорогостоящего оборудования, незапланированные затраты на лечение животных). И решение в СПК (сельскохозяйственном производственном кооперативе) в таком случае принимается в ходе кратковременного совещания со специалистами и другими членами правления. Технология принятия важного решения в акционерном обществе несколько иного порядка и его нарушение при случае может обернуться уголовным делом для непосредственного исполнителя по финансовым средствам.

На самом деле, с точки зрения реформаторов, это мелочь. А вот возможности в привлечении инвестиций, которые присущи акционерным обществам, главнее добровольного выбора организационно-правовой формы организации хозяйства.

По поводу инвестиций и, особенно, иностранных, в сельскохозяйственное производство особенно заморачиваться не нужно – их не будет. Да, есть положительные примеры немецких и польских арендаторов, но они единичны и к массовому явлению не причастны. Есть надежда на китайских инвесторов, но последствия для нашей экономики могут оказаться катастрофическими. Как пример, «успехи» белорусской цементной промышленности, поверившей в продуктивность китайских инвестиций.

Но если хотите поднять сельское хозяйство – два пути. Первый путь: фермеризация сельского хозяйства. Но, опять же, возникает проблема встраивания крупно-товарных животноводческих комплексов в рыночную экономику. Фермеры не согласятся на приобретение этих комплексов – на новом оборудовании они еще протянут 5-10 лет, потом все разрушится. Да и на обеспечение процесса фермеризации у государства денег просто нет. Так что с массовостью фермерских хозяйств придется подождать.

Второй путь, но временный – увеличить финансирование сельского хозяйства Беларуси. Сегодня на 1 гектар сельскохозяйственных угодий государство выделяет не более 200 долларов США, в ЕС – до 1000 долларов, Швеция – до 3500, Япония – до 9000 долларов. Бодаться такими дотациями с Европой нет пока смысла.

Но, главное, пожалуй, у нас нет мотивации для эффективной работы. Там, где есть мотивация, там и труд продуктивный. Как пример, личные подсобные хозяйства и фермеры. Вот в сторону фермеров и нужно государству ориентироваться, пока комплексы могут работать на технологическом потенциале оборудования.

Среди проблемных предприятий переработки мы видим мясокомбинаты области, молокопереработку, переработчиков зерна. Миллионы долларов инвестированы государственных денег в современные технологии на этих предприятиях, а толку особого нет. Но если мы возьмем частное производство, например, ЗАО «Серволюкс» Евгения Баскина, который скоро «подомнет» под свои интересы все производство птицы в стране, то и вывод напрашивается сам собой. Ориентируйте государство, в том числе и сельское хозяйство, на частную собственность. Так весь мир работает. Может пора и белорусам пойти за цивилизованными странами?

Петр Мигурский

апошія запісы

Гісторыя магіляўчанкі, якую аштрафавалі за абарону блогераў ад міліцыі

Дзяжурны адміністратар

В Могилевской области появится ещё одна “Зелёная школа”

Владимир Лапцевич: Коронавирусно-политическая заметка

Дзяжурны адміністратар