Яндекс.Метрика
Меркаванне

Могилевская область: особенности региональной коррупции (продолжение)

Пётр Мігурскі1
Петр Мигурский

В Могилевской области в 2016 году  почти в полтора раза возросло количество преступлений коррупционной направленности. Если в 2015 году было зарегистрировано 292 нарушения законодательства данной категории, то в 2016-м – 421. Наибольшее количество таких преступлений зафиксировано в сферах промышленности, сельского хозяйства, здравоохранения, образования, торговли и строительства. По-прежнему выявляются коррупционные дела, следствием которых является образование просроченной дебиторской задолженности.

 По восходящей вниз катясь…

 Президент Республики Беларусь, оккупировавший престол на волне борьбы с коррупцией, продолжил с оной бороться и далее, обладая абсолютными полномочиями для ее искоренения. Впрочем, борьбы, как таковой, с коррупцией в Беларуси не состоялось. Более того, создается впечатление, что нарастание коррупционных преступлений в нашей стране закономерно и, даже, прогнозируемо. Судите сами: тренд коррупционных преступлений в Беларуси, начиная с 1989 года, когда было возбуждено только 112 дел по фактам взяточничества, имеет устойчивый характер ежегодного увеличения. В 1995 году было возбуждено уже 500 дел, а через 20 лет белорусские правоохранители зафиксировали подъём коррупционных преступлений в 2,6 раза. Рост экономических преступлений на фоне объявленной войны с коррупцией ещё в 1994 году на момент прихода к власти А.Лукашенко говорит, скорее, об имитации борьбы, чем о серьёзности намерений власти по её ликвидации. Ведь, согласно расчетам аналитиков центра Global Financial Integrity (GFI) (международная исследовательская организация, которая отслеживает перемещения нелегальных денежных средств по всему миру), в период с 2004-го по 2013 годы из нашей страны за рубеж незаконно переведены 88,197 млрд долларов.  Сумма такая немыслимая для экономики Беларуси, что впору спросить, в том числе и у Президента – неужели никто в стране не отслеживает исходящие финансовые потоки за границу? Ведь если брать соотношение выводимых ежегодно из страны средств к ВВП, то Беларусь занимает лидирующие позиции в мире. Наша страна входит в группу государств, где этот показатель превышает 10% от валового внутреннего продукта.

Ситуация с преступлениями коррупционного характера зашла так негативно далеко, что в 2015 году был принят Закон Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией», в подготовке которого, кстати, активное участие принимало и гражданское общество.

Каким же образом складывается ситуация с коррупцией в Могилевской области в последние годы. В 2014 году на территории области зарегистрировано 802 экономических преступления, из них 219 коррупционной направленности: 77 хищений; 28 злоупотреблений властью или служебными полномочиями; 14 превышений власти или служебных полномочий; 65 фактов получения и 35 дачи взятки. В 2014 году по фактам внесения должностными лицами сельскохозяйственных предприятий заведомо ложных сведений в статистические отчёты возбуждено 60 уголовных дел. Удельный вес коррупционных преступлений в структуре преступности составил 2,1%. По видам экономической деятельности наибольшее количество преступлений выявлено в промышленности, образовании, здравоохранении, сельском хозяйстве и строительстве. Установленный ущерб от преступлений составил 15,8 млрд. рублей, возмещен ущерб в ходе расследования на 13,7%. Не улучшилась ситуация и в 2015 году: выявлено 289 преступлений с признаками коррупции (на 32,6% больше): 116 хищений (рост в полтора раза), 42 злоупотребления властью (на 50% больше), 93 факта получения взятки (на 43% больше). По итогам проведенных проверок контрольно-ревизионным аппаратом Минфина по Могилевской области за 2015 год выявлено нарушений только бюджетного законодательства на 43,6 млрд. рублей. А одним из самых коррупционных предприятий в масштабах области определен Могилевский мясокомбинат.

Масштабы коррупции в Могилёвской области впечатляют своим разнообразием и объёмами. В период с 2010 по 2014 гг. только в Шкловском районе вскрыты факты воровства чиновниками средств на сумму более 80 млрд. рублей, из которых 50 млрд. руб. так и не возвращены бюджету и субъектам хозяйствования. Шкловский район дал 60% от всех коррупционных дел в Могилевской области.

В 2014 году на треть увеличилось количество выявленных преступлений в налоговой сфере области. Большая часть из них – тяжкие преступления, связанные с причинением ущерба в особо крупном размере. В 2015 году существенно увеличилось количество привлечённых к ответственности коррумпированных чиновников. В поле зрения оперативников оказались свыше 60 должностных лиц, в том числе 13 занимавших ответственное положение, а также восемь, должности которых включены в кадровый реестр президента. Причём хищений, совершенных путем злоупотребления служебными полномочиями в особо крупном размере, выявлено практически в два раза больше.

Еще более усугубилась ситуация с коррупционными преступлениями в 2016 году – их выявлено на 40% больше, чем в предыдущем году.

Могилевская область уже снискала славу самой коррумпированной в стране, а Шкловский район достоин лавров самого коррумпированного сельскохозяйственного района Беларуси.

 Особенности региональной коррупции

  Если попытаться отыскать некоторые географические и экономические особенности регионов, влияющие на количество и масштаб коррупционных преступлений, то обращают на себя две позиции:

1) наличие границы со странами Евросоюза (Брестская, Витебская и Гродненская области). Впрочем, не менее коррумпированы (а может и более) и должностные лица областей, граничащих с Украиной и Россией – Гомельской и Могилевской;

2) наличие крупных государственных субъектов хозяйствования с большими объемами инвестиций и выпускающие востребованную продукцию. С этой точки зрения наиболее коррумпированными в стране могут быть «Беларуськалий», «МТЗ», «МАЗ», «БелАЗ», практически все РУПы, связанные с покупкой, распределением и продажей энергии, предприятия переработки, «Белкоопсоюз» и так далее. В Могилевской области: «Белшина», «Могилевхимволокно», все иные крупные заводы области, торговля, мясокомбинаты, молокозаводы…всех не перечесть.

Но есть и еще одна особенность Могилевской области – это малая родина Президента и крупные скандалы с вороватыми чиновниками здесь случаются, когда скрыть их невозможно. Во всяком случае, такое мнение бытует среди населения многих районов. Ушли от ответственности два бывших губернатора, считавшихся самыми богатыми людьми области, некоторые чиновники помилованы Президентом, многие уголовники-коррупционеры из тюремного заключения возвращены на руководящие должности. Более того, как объяснить долголетнее пребывание в должности председателя райисполкома Александра Бойко без покровительства свыше в то время, когда район буквально растаскивали по карманам им назначенные, а то и привезенные издалека, руководители? Думаю, что могилевскому феномену коррупционной безответственности «вертикали» со временем будет дано конкретное объяснение.

Следует отметить, что на региональном уровне население терпимо относится к коррупции в силу крайне слабого осознания её негативных последствий для общества. В тоже время, коррупционные преступления на региональном уровне имеют ряд особенностей, на которые следует обратить внимание во всех регионах страны.

Прежде всего, необходимо отметить, что участники коррупционных отношений являются частью одной иерархической цепочки, которой присуще нарастание объёмов и разнообразия методов присвоения государственной собственности с переходом на более высокий уровень власти. При этом, если на уровне сельского Совета коррупция в большинстве случаев носит бытовой характер (выделение земельных участков, получение отдельных видов справок), с районного уровня активизируется деловая коррупция – неформальные платежи при возникновении взаимодействия власти и бизнеса и присвоение государственных средств (финансовые ресурсы на реализацию государственных программ, инвестиции в промышленные и социальные объекты). В 2015 году, в частности, за нарушение земельного законодательства отстранена от работы председатель Полыковичского сельсовета Могилевского района Ольга Кожева.

На областном уровне превалирует административная коррупция: намеренное внесение чиновниками искажений в процесс предписанного исполнения существующих законов и правил с целью предоставления преимуществ и льгот заинтересованным лицам. Дальнейшее развитие получает деловая коррупция.

Совершение противоправных действий во многих случаях обусловлено прикрытием столичных чиновников, без которых «провернуть» крупномасштабное хищение невозможно. Например, в декабре 2015 года в связи с совершением поступка, несовместимого с нахождением на государственной службе, освобожден от должности заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь – директора Департамента ветеринарного и продовольственного надзора, выходец из Шкловского района. Вопросы к главному ветеринарному врачу Беларуси появились у правоохранительных органов в рамках расследования двух громких дел с участием крупнейших компаний на белорусском кормовом рынке — ЗАО «Консул» и ООО «Биоком», которые активно работали и с могилевскими сельхозпроизводителями.

Коррупция у нас – это системное явление, а за борьбу с коррупцией выдается внутривидовая борьба в управляемом из одного центра коррупционном сообществе. Чиновничьи кланы отслеживают друг друга, и периодически наступает ситуация, когда представители одних номенклатурных «элит» ослабевают – и их сажают.

При этом, почти все взяточники – выпускники Академии управления при Президенте Республики Беларусь, тщательно проверенные перед назначением милицией и КГБ. Большинство из них являются депутатами местных Советов. Именно системностью коррупции можно объяснить, что вчерашние коррупционеры после возмещения ущерба сегодня опять трудоустраиваются на руководящие посты.

Досрочно вышел на свободу приговоренный к 8 годам лишения свободы бывший гендиректор «Могилевдрева» Андрей Усов. Он назначен исполнительным директором по производству на предприятие-банкрот «Строммашина».

   Экс-гендиректор ОАО «Холдинг «Могилевводстрой» Евгений Зюзин, осужденный в 2014 году на семь лет заключения за хищение и получение крупной взятки повторно, с конца января 2016 года возглавил СПК «Колхоз им. Дзержинского» Бобруйского района.

Досрочно освобожден и назначен директором сельскохозяйственного унитарного предприятия «Петровичи» бывший заместитель генерального прокурора, выходец из Бобруйска, Александр Архипов.

Бывший директор Бобруйского мясокомбината Виктор Ходосевич, осужденный за коррупционные злодеяния, возглавил СПК «Липовка» в Хотимском районе.

   Закрытость для общества информации о коррупционных преступлениях гражданам доводятся сведения о возбуждении уголовных дел или задержании конкретных чиновников.  При этом обстоятельства дел, причины и коррупционные схемы в информации не раскрываются. А ведь только 2015 году по результатам контрольных мероприятий и рассмотрения обращений граждан за нарушение законодательства КГК Могилевской области наложено штрафов на сумму 75,9 млн. рублей, 23 должностных лица привлечены к административной ответственности, 46 – к дисциплинарной, в том числе 5 освобождены от занимаемых должностей. Возбуждено 2 уголовных дела. На самом деле работа с гражданами может иметь более весомый эффект в борьбе с коррупцией при условии заинтересованности местных властей в ее результативности.

   Пассивность местных властей в борьбе с коррупцией вместо постоянной целенаправленной работы, прямым следствием которой являются разные подходы к фигурантам экономических преступлений. При этом, мобилизация ресурсов для борьбы с коррупцией приобретает авральный характер, что заметно снижает её качество и неизбежно ведёт к ошибкам. В итоге, имеющийся потенциал в сфере предупреждения коррупции используется недостаточно эффективно, а проводимая работа не в полной мере отвечает требованиям сегодняшнего дня.

   Бессистемность в работе и фактическое отсутствие взаимодействия государственных органов власти с общественными формированиями и гражданами в вопросах предотвращения коррупционных преступлений, игнорирование сигналов о фактах присвоения государственного имущества ведёт к снижению общественной заинтересованности в борьбе с коррупцией и к возрастанию недоверия к чиновникам.

   Характерный пример: следственный комитет расследует дело о многомиллиардных хищениях в могилевском спортклубе «Спартак» Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ). В хищениях заподозрены три сотрудницы централизованной бухгалтерии.   Факт хищения выявил КГБ после проверки бухгалтерских документов «Спартака». Он же возбудил уголовное дело в отношении сотрудниц по статье 210 УК РБ (хищение путем злоупотребления служебным положением). Но, согласитесь, такую сумму денег воруют длительное время. И если учесть, что в последние годы в правоохранительные органы поступали сигналы о неблагополучии в деятельности спортклуба, не только пассивностью и бессистемностью в работе силовых структур можно объяснить космические суммы уворованного, но и безграмотностью конкретных сотрудников, отвечающих за целевое использование финансовых средств организации.

   Корпоративность, или круговая порука местных чиновников, в оценке социально-экономической ситуации в регионе, провоцирующей приписки и иные нарушения законодательства. В этом русле – отсутствие надлежащего подбора и расстановки кадров, детального изучения морально-деловых и личностных качеств работников, покровительство. В массовом порядке мы наблюдаем в Могилёвской области горизонтальные передвижения должностных лиц, в частности, бывшие председатели колхозов становятся председателями сельских советов. Есть случаи, в Могилёвском и Шкловском районах, когда в аппарате райисполкома работают ранее судимые чиновники. В Шкловском районе Михаил Павлович занимал должность председателя райсовета при непогашенной судимости, сейчас он работает заместителем председателя райисполкома. Многие жители задаются вопросом – неужели без уголовников во власти этой власти не обойтись?

Не управляет данной ситуацией помощник Президента Республики Беларусь, главный инспектор по Могилевской области Геннадий Лавренков, который отвечает в области за кадровую работу. Более того, не без помощи вышестоящих чиновников избежал наказания один из бывших руководителей Шкловского ЖКХ, присвоивший 540 млн. рублей бюджетных денег.

«Вдохновляющим» посылом к воровству для коррумпированных чиновников является, наряду с невозможностью привлечения к ответственности лиц, должность которых включена в кадровый реестр президента, практика помилования преступников первым лицом государства. При этом список помилованных чиновников не разглашается – это является государственной тайной.

В частности, в 2015 году Президентом помилован бывший депутат Могилевского горсовета, возглавлявший ЖРЭУ Октябрьского района г.Могилева, Дмитрий Бирюков. Следствие установило, что народный избранник с 2011 по 2012 год систематически злоупотреблял своими служебными полномочиями, нанеся ущерб коммунальному предприятию более чем на 11 млн рублей. В отношении Бирюкова было расследовано уголовное дело по ч. 1 ст. 210 (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями) и ч. 2 ст. 424 (злоупотребление властью или служебными полномочиями) Уголовного кодекса. Вот такие люди выходят на свободу.

Фактически же должностное лицо (президент), призванное бороться с коррупцией, защищает от наказания провинившихся «вертикальщиков». Таким образом, Президент оказывается встроенным в систему коррупционных злодеяний своих подчиненных.  Защищены от правоохранительных органов работники Министерств, администрации Президента и члены парламента, по привлечению которых к ответственности также принимает решение лично Президент.

Характерным в этом плане является и замалчивание фактов коррупции, в которой замешаны местные чиновники. Например, на координационном совещании по борьбе с преступностью и коррупцией при прокуроре Шкловского района ещё в ноябре 2014 г. был озвучен ряд фактов нарушений соответствующего Закона Республики Беларусь. Так вот, прокурорские проверки показали, что наиболее коррумпированы в районе система образования и организации, подчинённые концерну «Беллесбумпром». В тоже время, преступные деяния чиновников из райисполкома, в частности, бывшей управляющей делами Людмилы Гляковой, не озвучивались. Районная газета «Ударный фронт» также обошла вниманием преступную деятельность местных чиновников. Самоустранение местной прессы от освещения коррупционных скандалов, наряду с лакировкой действительного состояния дел в региональной экономике – яркий пример корпоративности всех структур власти в сокрытии неблаговидных деяний местных чиновников.

   «Всеядность» чиновников. Преступное использование служебного положения чиновниками проявляется и в мелочах. Горюче-смазочные материалы, сантехника, доски, гвозди, запчасти в личному автотранспорту – составляющая жизни многих работников «вертикали» и должностных лиц государственных организаций.  За взяточничество, например, к пяти годам лишения свободы с конфискацией имущества приговорили двух инспекторов Могилевского транспортного ветеринарно-санитарного участка Белорусского управления ветеринарного надзора на госгранице и транспорте. Подозреваемые с февраля по май 2015 года с помощью вымогательств получили от унитарного предприятия более 18 млн. рублей — рыбой и деньгами.

   Лоббирование интересов бизнеса родственников и, одновременно, борьба с их конкурентами административными методами. Через получение государственных заказов, в том числе и с помощью тендерных комиссий, пониженные требования со стороны  местной администрации и органов санитарного надзора, формируются условия для функционирования успешного, но коррумпированного бизнеса. Без санкции местных органов власти бизнесу не гарантировано процветание – разрешительная система создает условия для коррупционных схем, раскрыть которые не всегда представляется возможным.

   Отсутствие должной координации работы всех правоохранительных ведомств в вопросах противодействия коррупции со стороны прокуратуры, порождающей низкий уровень взаимодействия среди правоохранительных органов. Отмечаются факты недоверия руководства силовых ведомств местным правоохранительным органам. Во всяком случае, задержание зампредседателя Шкловского райисполкома Евгения Семенкевича проводили минские «силовики», расследование его преступных деяний также не доверили местной прокуратуре.

Отмечается низкий уровень аналитической работы правоохранительных органов, отсутствие чётких критериев оценки эффективности борьбы с коррупцией, что в определённой степени влияет на её эффективность.

Период создания коррупционных связей на районном уровне составляет примерно 2 года, в течение которого идёт селекция всех без исключения чиновников – от председателя райисполкома до председателя сельсовета. Ряд коррупционных скандалов в Шкловском районе подтверждают данное наблюдение – все осужденные чиновники проработали на своих должностях около 2 лет, прежде чем решились на присвоение крупных сумм денег. Снижение показателей района по инвестициям, сельскохозяйственному производству в предыдущие годы указывает на переориентацию внимания районного руководства только на определённые результаты, интересные личной выгодой. Не этим ли объясняется факт руководства Шкловским ЖКХ в течение нескольких лет судимыми начальниками?

Особенностью коррупции на региональном уровне является большая разбежка в размерах воровства чиновниками и простыми работниками бюджетных организаций. Чиновник ворует миллиарды – бывший зампредседателя Шкловского района Дмитрий Миненков пытался уворовать 4,2 млн. евро, «рядовой» взяточник довольствуется недорогими подарками и взятками в 20-30 долларов США – как правило, это работники сельских советов, образования и здравоохранения.

   Трансформация коррупционной практики с высших эшелонов власти на местный уровень. Характерный пример: бывший генеральный прокурор страны Григорий Василевич живет в коттедже за 1,5 млн. долларов США. Выходцы из Могилевской области: бывшая управляющая Национальным банком РБ Надежда Ермакова и председатель правления ЗАО «Второй национальный телеканал» Григорий Кисель также проживают в дорогостоящих особняках, построить которые за свой счёт невозможно. Практически все высокопоставленные чиновники имеют жилье, владение которым рядовому работнику белорусского предприятия не под силу. Естественным образом, чиновники областного и районного уровней на местах изыскивают возможности личного обогащения. Только за последние годы выявлены факты использования служебного положения в решении квартирных вопросов в Могилёвском горисполкоме и два факта в Шкловском райисполкоме.

«Вертикальщики», призванные на борьбу с коррупцией, активно используют занимаемые должности для улучшения материального положения – сегодня практически все уголовные преступления, совершённые местными чиновниками, относятся к разряду экономических. К слову, народ не верит в альтруизм и иные благородные намерения чиновников – местные борцы с коррупцией истинную коррупцию как раз и не замечают.

Следует отметить, что в Беларуси фактически сформировалась прослойка государственных служащих, игнорирующих Конституцию и законы, которые ими же и писались. В итоге мы видим провалы в экономике, сворачивание социальных программ, чиновники фактически предали белорусский народ при реализации собственных целей, находясь на государственных должностях.

Анализ типичных коррупционных схем показывает, что стремление должностного лица извлечь выгоду от служебного положения обусловлено такими побуждениями, как избежание материальных затрат, желание приукрасить действительное положение и скрыть при этом свою некомпетентность. Учитывая актуальность коррупции, обществу необходимо принимать меры не только к изобличению преступников, но и направлять усилия на устранение причин и условий, способствующих этим преступлениям.

(продолжение следует)

В Могилевской области начинает функционировать гражданская инициатива “Стоп коррупции”. Мы призываем всех граждан с активной гражданской позицией принять участие в формировании информационной базы – если у вас есть примеры коррупционных злодеяний местных чиновников, связывайиесь с нами по электронной почте agro56@tut.by.

Петр Мигурский

апошія запісы

Режут без ножа. На выборах в парламент белорусские власти включили цензуру

Дзяжурны адміністратар

Рыба гниёт с головы

Дзяжурны адміністратар

Хотимск. Мнение пенсионера

Дзяжурны адміністратар