Яндекс.Метрика
Навіны Магілёва Эканоміка

Военные разработки МоАЗ, о которых мы не знаем

Уникальными военными автомобилями из Могилёва восхищаются российские исследователи, называя их теперь непризнанными шедеврами. Фото их прототипов остались лишь в секретных архивах и редких личных коллекциях. Некоторые изображения просочились в свободный доступ. Большую часть военных автомобилей, над которыми по заданию Минобороны СССР работали секретные КБ и заводы, представляли собой экспериментальные модели, созданные в единичных экземплярах для оценки или проверки идей, но по разным причинам не оправдавшие надежд своих создателей. Этим делом занимался и небольшой Могилевский автозавод, который смог собрать несколько весьма оригинальных военных машин.

В 1963 году гордостью советского автопрома был 25-тонный вездеход-гигант «Ермак» (6х6). Уникальная машина начала свою историю на территории советской России, но закончила её в Могилёве. Автомобиль был разработан в Научном автотракторном институте и имел индекс НАМИ-076. Это был самый крупным и тяжелый советский дорожный автомобиль классической компоновки, совмещавший функции лесовоза, грузовика, военного шасси и весившим с полной нагрузкой около 50 т. Фото из архива А. Карасева:

 

В движение эту махину приводил 320-сильный танковый дизель V12, работавший с гидромеханической трехступенчатой коробкой передач. Машину оборудовали гидроусилителем руля, регулировкой давления воздуха в шинах. До 1968 года она проходила испытания в одиночном исполнении и в составе лесовозного автопоезда полной массой до 75 т, но производственной базы для ее серийного изготовления не нашлось. На фото из архива Л.Шугурова полноприводный автомобиль-лесовоз «Ермак»:

Только в конце 1960-х было решено развернуть сборку «Ермака» в Могилеве, но лишь в 1975-м его доработанным развитием стал многоцелевой 27-тонный безбортовой тягач МоАЗ-74111 с упрощенной угловатой шестиместной кабиной и коротким капотом, унифицированными с одноосными тягачами этого завода. На фото из архива МоАЗ – наследник «Ермака» вариант МоАЗ-74111:

Среди других версий могилевского «Ермака» к военной технике можно также отнести появившийся через три года седельный вариант МоАЗ-74111 двойного назначения с 500-сильным ярославским дизелем V12, новой гидромеханической шестипозиционной коробкой передач и двухступенчатыми колесными редукторами. С угловатой шестиместной кабиной (из архива МоАЗ):

Вот так могилёвские машины тягали советские танки – это МоАЗ-74111 с двухосным танковым полуприцепом ЧМЗАП-5247Г. В ходе испытаний тягач буксировал низкорамный 60-тонный полуприцеп для перевозки танков и гусеничной бронетехники. Полная масса такого автопоезда достигала 100 тонн. С переходом завода на серийный выпуск одноосных тягачей, самосвалов и шахтных автопоездов все работы по «Ермаку» в Могилеве были свернуты. Фото из архива А. Карасева:

В середине 1980-х Могилевский автозавод еще раз заявил о себе созданием уникального низкопрофильного аэродромного балластного тягача МоАЗ-7915 (6х6) для буксировки на полевых и бетонных аэродромах военно-транспортных самолетов с взлетной массой до 400 тонн, к которым относились лайнеры Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». Его уникальной по тому времени конструктивной особенностью являлись две шарнирно-сочлененные моторные секции — одноосная передняя и двухосная задняя с бункером для балласта, оснащенные дизельными двигателями V12 мощностью по 600 л.с., гидромеханическими трансмиссиями и двумя кабинами разной высоты. Длина тягача превышала 14 метров. Полная масса с балластом достигала 75,5 тонн, максимальная сила тяги — 50 тс. До середины 1990-х таких машин собрали 10–12 экземпляров.

Вот его вид сзади. Это, пожалуй, была последняя машина для советского военпрома, собранная в Могилёве. Дальше предприятие ожидал упадок.

 

Фото: kolesa.ru

 Александр Вселюбский

апошія запісы

«Городские» улицы Могилева (фото)

Могилевская таможня выпустила в 2,3 раза больше партий товаров в автоматическом режиме

Дзяжурны адміністратар

Пра магчымасці рэгіянальнага эканамічнага развіцця разважалі ў Магілёве

Дзяжурны адміністратар