Яндекс.Метрика
Блогі Навіны Касцюковіч

Костюковичи: Что имеем – не храним

Духовно нравственная культура, присутствует всегда в сердце каждого христианина. Вера в Бога, тяга к высшим силам, является неотъемлемой частью жизни во все века и эпохи. Любая церковь, независимо от неё конфессии, никогда не учит делать зло. Любовь к ближнему, уважения к родителям, не убей и не прелюбодействуй, до сих пор основные каноны вероисповедания.

В Костюковичском районе после Октябрьской революции, в основном преобладала  вера  православная. Если конкретно переходить на цифры, то согласно фактам,  указанным  в книге: «Память. Костюковичский  район», среди 122 деревень, имелось  двадцать православных  церквей и девять церковно приходских школ. При этом не запрещались и другие религии. На территории района насчитывалось пять молитвенных еврейских домов, один православный  монастырь и один костел.

В самом городе имелись две православные  церкви,  одна  синагога, один  францисканский  костёл, и три молитвенных православных дома.

Важно отметить, что, до начала Великой отечественной войны, ряд  церквей подверглись разорению.

Идеология того времени была направлена на строительство социализма, без старых пережитков прошлого. Повсеместно церкви закрывали и разрушали. Священники подвергались гонению.

Нужно отдать должное  советскому правительству за то, что после войны, жизнь  каждого человека улучшалась. Молодым специалистам давали жилье. Вчерашние школьники бесплатно поступали в институты, законно регистрировали браки и весело с шумом отмечали свадьбы. Строились  детские садики, школы, магазины, жилые дома. В стране за многострадальные годы, наконец-то появилась стабильность и уверенность  в завтрашнем  дне.

И всё же при строительстве коммунизма,  был один огромный минус. По-прежнему уничтожались оставшиеся церкви и храмы, которые являлись архитектурной, исторической ценностью. Новый  всплеск гонений на церковь начался после первого полета человека в космос, особенно  после  слов Никиты Хрущёва: «Гагарин в космосе был — бога не видел».

Фраза стала девизом для антирелигиозных гонений в СССР. Не таких жестоких, как в 20–30-е годы, но зато более методичных, последовательных и масштабных. Храмы теперь реже взрывали, предпочитая превращать их в склады, овощебазы и даже пивные.

В частности, в деревне Гавриленко, до начала  восьмидесятых лет находилась церковь Покрова Пресвятой  Богородицы. Деревянный храм был построен в 1863 году без единого гвоздя!! После закрытия церкви, вначале  проводились школьные занятия, затем местный совхоз в нём стал хранить зерно. Когда «прохудилась» крыша и дала течь, понятно, никто её не стал ремонтировать. В результате, от погодных условий, купола, а затем стены, начали постепенно разрушаться.

Сейчас, памятник деревянного зодчества 18 века, восстановлению не подлежит,  и представляет, жалкое зрелище не большой кучи полусгнивших бревён заросшей высоким бурьяном.

Хочется заметить, практически во всех храмах, которые  чудом остались  целы после великой отечественной войны, разрушение начиналось с куполов. Так, например, на родине знаменитого писателя Аркадия Кулешова, в деревне Самотевичи находилась историческая  ценность – Свято Троицкая  церковь. Напомню для тех – кто не знает.

Самотевичи являлись одной из самых крупных деревень Костюковичского района, где проживало почти три тысячи жителей. Местность прославилась тем, что именно здесь находился самый крупный рынок в районе. И это чистейшей воды, правда. Автор этих строк, будучи ещё старшеклассником, вместе с родственниками приезжал на данный базар. Оглядываясь назад, скажу, это был рынок подобный Черкизовскому в Москве. Сюда съезжались люди со всех ближайших районов и городов. Здесь можно было купить, начиная от иголки и оканчивая – новенькой машиной «Жигули». От сюда покупатели уезжали с породистыми поросятами, племенными бурёнками. С ног до головы могли одеться в настоящие русские шубы, норковые шапки. Приобрести для всей семьи – натуральные валенки из настоящей шерсти овец.

Рынок размещался возле самой церкви. Во время нашей  поездки, а это начало восьмидесятых, церковь была закрыта. На дверях висел огромный, амбарный замок. Купола от погодных условий уже тогда начинали  разрушаться.

Памятник древней и исторической зодчий культуры со временем был бы  восстановлен. Однако в Чернобыле взорвалась атомная станция. Сейчас многие свидетели того времени признаются: облака наполненные  серебристо-переливающим цветом смертельных радионуклидов, стремительно неслись в сторону Москвы. По каким-то необъяснимым  причинам, резко развернулись на все – 180 градусов и были направлены на территорию Беларуси. В результате, самые плодородные  и урожайные земли юго-восточной территории Костюковичского района стали непригодные для дальнейшей жизнедеятельности. Десятки деревень были снесены и закопаны землёй. Все местные жители, были эвакуированы  из данной  местности. И только одинокая  церковь со своими вековыми стенами, на которых даже сейчас, сохранились ещё надписи 18 века, осталась стоять неподвластная никаким ударам судьбы.

Кто знает, может со временем распадутся в земле смертельные  радионуклиды и сюда опять вернётся жизнь? И снова, как в те, далёкие времена, вновь зазвонит церковный колокол, и загорятся свечи по тем, кто здесь умер и кто отдал свою душу, вдалеке от своей малой Родины.

До начало восьмидесятых лет, в Костюковичах практически негде было православному человеку поставить свечку и помолится о своих близких. И только с приходом отца Михаила, возобновились богослужения, которые проходили в тесной церквушки на городском кладбище. Наплыв посетителей был такой масштабный, что большинству прихожан, приходилось стоять на улице.

Нужно отдать должное отцу Михаилу, который по праву заслужил себе  место в раю, за свои благие дела.

Благодаря этому человеку в деревне Прусино, был восстановлен деревянный Храм Казанской  иконы Божьей Матери. При его содействии, с помощью всех городских организаций, в центре города, появилась прекрасная церковь Воздвижения Креста Господня. Вслед за этим, отец Михаил в местечки Фёдоровка, переоборудовал старое здания в храм Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Проводя  там регулярно богослужение, священник нашёл время восстановить с помощью прихожан и всех, неравнодушных людей, Свято Вознесенскую церковь в Забычанье.

Если в данной деревне, церковь до своего восстановления хоть сохранила свои стены, то на месте Свято Успенского Собора в селе Белынковичи, не осталось и камня. Данная  церковь находилась в деревне Белынковичи, где во время войны  проходили жестокие бои. В одном из боёв, в данный храм попал снаряд. Церковь частично была повреждена. Не смотря на это, после войны, в ней еще проводились службы, а в начале 50-х ее закрыли. Причина была самая банальная:  умер настоятель. Больше никто уже не пришел туда служить. Со временем храм стал разрушаться, и по варварски был разграблен местным населением.

В последние годы  уходящего двадцатого столетия, местные жители данной деревни, решили  восстановить  данную святыню. С помощью старожилов были обозначены границы  нахождения данной церкви. Нашли фотографию храма, которая передала жительница Любовь Цудикова. С помощью педагога  местной  школы, учителя высшей  категории Тамары Ивановны  Мухаревской, провели в школе собрание, выбрали совет, собрали подписи жителей и направили прошение владыке Максиму. Активную помощь проявлял и отец Михаил.  Председатель совхоза Шишов В.Ф. оплатил землеустроителям проект местности. Казалось бы, лёд тронулся. Однако умер вл. Максим, уехал в Минск председатель совхоза, вместо отца Михаила назначили нового священника Сергия. Закончилось всё тем, что в 1999 году поставили  крест на церковище, а через два года его сменили на дубовый, который стоит,  на том  месте и по сей день.

Хочется верить, что здесь, когда то, всё же появится Свято Успенский Собор. И уважаемая, Тамара  Ивановна Мухаревская,  не только ещё услышит звон колокола – но и станет активной прихожанкой данного храма.

Сейчас в Беларуси созданы благоприятные условия для деятельности религиозных организаций, обеспечения прав граждан на свободу совести и вероисповедания, сохранения межконфессионального мира и согласия в обществе, развития межконфессионального диалога. В стране действуют 25 религиозных конфессий и направлений

На территории города Костюковичи, а также его района, имеются четыре православных  храма. Кроме этого в центре города находятся:

Римско-католический приход Святой Троицы,

религиозная община Евангельских христиан-баптистов «Церковь Надежда»,  религиозная община Евангельских христиан-баптистов,
религиозная община Христиан веры евангельской «Церковь Благодать»,

религиозная община Свидетелей Иеговы.

Также в деревне Бороньки, проводятся богослужение религиозной общины  Христиан веры евангельской «Церковь Благодать».

Всё это говорит о том, что каждый человек имеет право на любую веру, если она  не несёт угрозу населению, не ведёт подрывную деятельность против  руководства нашей страны. Очень хорошо об этом выразился наш Президент А.Г. Лукашенко: Если религия служит спокойствию, порядку в стране, стабильности, мы будем только поддерживать такую религию.

Поэтому, как никогда пришло время, возвращать и восстанавливать те потерянные святыни, которые являются для нас историческими и архитектурными ценностями нашего наследия.

Фото из открытых источников

Владимир Покров, Костюковичи

апошія запісы

В Костюковичском районе от коронавирусной инфекции вылечился 21 человек

Дзяжурны адміністратар

Ситуация на юго-востоке Могилевской области

Дзяжурны адміністратар

Костюковичи: Время поджигателей

Дзяжурны адміністратар