Яндекс.Метрика Могилев: русла инвестиций - Магілёўскі Рэгіён

Могилев: русла инвестиций

По итогам работы за 11 месяцев 2020 года Могилевская область показала неплохие результаты практическим по всем отраслям. Валовой региональный продукт исполнен на 100,9 % к соответствующему уровню 2019 года, промышленность добавила 2,6 %, строительство – 3 %, производство продуктов питания в организациях сельского хозяйства выросло на 8,7 %, ввод жилья в эксплуатацию увеличился на 9,7 %. И все эти показатели достигнуты на фоне снижения инвестиций в основной капитал на 11,4 %!

Налоговая карта Могилевской области представлена разными организационно-правовыми формами хозяйствования и физическими лицами. На 1 декабря 2020 года налогоплательщиками в области являлись: всего – 417, 6 тыс.; в т.ч. организаций госсектора – 2,4 тыс.; негосударственного сектора – 13,2 тыс.; индивидуальных предпринимателей – 25,9 тыс.;  физических лиц – 376,2 тысяч. И хотя удельный вес государственных организаций составляет всего лишь 19,4 % от общего количества, они сформировали 54,4 % доходов бюджета. Соответственно, на негосударственный сектор приходится 45,6 %. Следует отметить, что удельный вес субъектов малого и среднего бизнеса (МСБ) в валовой добавленной стоимости в Могилевской области с 2015 года вырос на 2  п.п. (процентных пункта); в выручке от реализации – на 4,5 п.п.; в средней численности работников – на 2 п.п. – сегодня идет сокращение работников как раз госсектора и процесс создания новых рабочих мест в частном секторе. Именно увольнения работников в госсекторе за последний год привели к уменьшению занятости населения на 0,9 %. В промышленности объем производства в организациях МСБ вырос на 5,9 п.п.; в инвестициях на 7,3 п.п.; в экспорте товаров на 10,8 п.п.; в уплате налогов в консолидированный бюджет – на 9,1 п.п. Как видим, положительное влияние частного сектора на экономику области имеет устойчивый тренд.

В тоже время обращает на себя рост негативного влияния организаций госсектора на ситуацию в Могилевской области, в первую очередь, их убыточность. По итогам работы за 2019 год в области была сформирована прибыль в объеме 307, 8 млн. руб. – показатель вдохновляющий. Однако организации частного сектора сработали с прибылью в 387,6 млн. рублей, а государственные… дали убыток 79.8 млн. рублей. В 2020 году негативные последствия увлечения госсобственностью (в течение года доля государственных организаций увеличилась на 0,1 п.п.) приобрели экономически еще более зловещий характер. По итогам работы за 11 месяцев текущего года при росте денежной выручки на 6,9 % в области получен убыток в 47,2 млн. рублей. И это с учетом компенсации показателя итогами деятельности частного сектора. Бобруйск «отметился» убытками в 156,2 млн. рублей (ОАО «Белшина»), Шкловский район – 62,9 млн. рублей (заводы бумажной промышленности), Кричевский и Костюковичский районы соответственно 59,6 и 22,4 млн. рублей убытков (цементная промышленность). В области количество убыточных предприятий к уровню предыдущего года выросло на 12,6 % (134 и 119), их удельный вес увеличился на 3,1 п.п. и составил 19 % от общего количества. Убытки в промышленности достигли 143,7 млн. рублей, в транспортной деятельности – 28,3 млн. руб. В строительстве убыточные организации составляют 27,6 %, в промышленности – 21,3 % от их количества в отраслях.

Очевидно, для обеспечения устойчивого развития области необходимо использовать потенциал частного предпринимательства и основную массу инвестиций направлять  именно в этот сектор экономики. Как примеры эффективности данного направления доля отчислений в местные бюджеты районов, где частному бизнесу дали «зеленый» свет: Могилевский район – 79,4 % (район не пользуется господдержкой); Костюковичский – 57,8 %; Бобруйский – 46,6 %. Именно благодаря успешной работе организаций МСБ показатели эффективности работы организаций области в целом не так критичны.

Но по итогам работы экономики Могилевской области как раз в госсекторе мы видим рост объемов инвестиций (+3,1 %) и их снижение в частном секторе (-3,6 %). Более того, в организации коммунальной собственности инвестировано средств на 9,2 % больше соответствующего периода прошлого года. Всего же объем инвестиций в госсектор составил за 11 месяцев 2020 года 765,3 млн. руб. или 45,4 % от общего объема инвестиций в экономику области, доля частного сектора немного меньше – 45,2 %.

Есть понимание, что государственные предприятия, которым все более характерна социальная функция, чиновникам необходимо спасать. Приватизировать же убыточные предприятия и снять огромнейшую нагрузку с народного «кармана» ума недостает – постоянно чего-то и кого-то бояться. Жизнь распорядится по-своему и русло инвестиций в частный бизнес окажется намного шире, оставив госсектору усыхающую протоку вымученных денег непонимающих налогоплательщиков.

Отдельно выделяется поток направляемых в экономику прямых иностранных инвестиций (ПИИ) – именно они являются наиболее серьезным драйвером местного развития. Увы, прямые иностранные инвестиции не «идут» в государственный сектор экономики – максимум 5 % от общего объема ПИИ в область за год. И еще одно наблюдение – иностранные компании имеют производительность труда в 3 раза выше, чем государственные предприятия на территории области. Почему бы не поспособствовать привлечению инвестиций иностранного происхождения и не поднять экономику области? В ответ только вздох разочарования: в области 377 организаций с иностранным капиталом, но объем инвестиций они сократили в текущем году на …57,2 %. Созданная в 2003 году свободная экономическая зона (СЭЗ «Могилев») с целью привлечения иностранного капитала, создания новых рабочих мест и наращивания потоков валюты на территорию не оправдала экономических надежд местного руководства. Если в 2017 г. на производстве было занято 25 342 работника, в 2018 г. их численность сократилась  на 1,4%, в 2019 г. еще на 0,2%. Кстати, за 1 полугодие 2020 г. занятых в СЭЗ «Могилев» работников стало меньше еще на 1,3%.

Надеялись чиновники с помощью организаций СЭЗ поправить дела бюджетные. Увы, в 2016 г. поступление платежей в бюджет от резидентов СЭЗ «Могилев» составило «минус» 22,3 млн. рублей, в 2017 г. – «минус» 19,1 млн., в 2018 г. – «минус» 16,9 млн., в 2019 г. – «минус» 12,3 млн. рублей. Отрицательное значение поступлений в бюджет означает тот факт, что сумма зачетов (возвратов) по НДС или налогу на прибыль (ранее) превысило общий размер уплаченных налогов. В итоге, вместо того, чтобы пополнять бюджет СЭЗ «Могилев» получает компенсацию из бюджета. Очевиден провал экономической политики в отношении зарубежного капитала.

Вот и выходит, что экономике Могилевской области остается «уповать» на рост объемов производства и эффективности организаций малого и среднего бизнеса. И не слишком удивляться, что стимулирование государственных организаций закономерно ведет к росту убытков в экономике области. И не пора ли белорусским чиновникам пройти уже стадию формирования соответствия экономики рыночным стандартам?

Петр Мигурский